Новые сообщения Участники Правила Поиск
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: freeknik, SLAwww, thecre, RealCrazyMan  
Полезные советы, часть 1 [лайты]
NeptooN_aka_FLASh2004 Вторник, 05.04.2011, 17:01 | Сообщение # 1


Сообщений: 61
Награды: 3
Замечания: 0%
 
Статья на сайте
Я далеко не лучший маппер на свете, и за моими плечами нет тонн шедевральных карт и модов. Но я провёл значительное количество времени за редактором. Я попытаюсь собрать воедино весь накопленный опыт, и поделиться некоторыми советами с начинающими мапперами.
***
Очень надеюсь что данные советы прочтут как можно больше начинающих мапперов - пригодится. Тут не столько "учат", сколько говорят "как сделать лучше".


***

(с) FLASh2004 aka NeptooN

Добавлено (05.04.2011, 17:01)
---------------------------------------------
Итак. Где находятся лайты (light) каждый маппер надеюсь знает. Замечу что лайты - одно из важнейших вещей на уровне. От грамотного освещения, игры с тенями, анимации света и т.п. зависит насколько карта будет красиво смотреться в прямом смысле, и насколько хватит глаз игрока, перед тем как они устанут от напряжения.

Ошибочное мнение бытует о том что достаточно 2-3 огромных лайт-объектов, с раздутым fall-off, освещающим весь уровень. А параметр Fullbright на полигонах - главный враг начинающих картостроителей. Освещение карт - это настоящее исскуство, это кропотливый труд, который вознаграждается радостными возгласами игроков. И забивать на это нельзя даже на ранних работах!

Не будем долго вступать с советами. На примерах гораздо удобнее показывать. Давайте взглянем на уровень "изнутри", и посмотрим на работу освещения ДО и ПОСЛЕ:

Как мы видим, работа освещения на лицо. Первый вариант ужасен, на всех полигонах стоит Fullbright, т.е. совсем нет теней. Вы конечно можете осветить всё так же, пойти по лёгкому пути, но такие уровни быстро утомят глаза, а авторов загнобят, не говоря что такие уровни просто безвкусные. А вот на втором скриншоте видна работа над освещением. Вот второй скриншот - то, к чему должен стремиться каждый начинающий маппер!

Как и когда лучше приступать к освещению уровня решать вам. В основном это делают на завершающей стадии - сначала строят сам уровень, геометрию, создают триггеры и т.п. без теней (H), а уже потом освещают всё это добро. Хочу напомнить одно сочетание клавиш, значительно облегчающее работу со светом. Делаете активным параметр Fall-off лайта, зажимаете Ctrl+Shift, затем нажимаете ЛКМ, и ведите влево\вправо мышь. Очень удобно для тонкой настройки яркости и дальности. Так же не стоит забывать о двух основных видах лайтов, предназначенных для быстрого освещения уровня: Point light и Ambient light. О них ниже.

Давайте подробнее рассмотрим как там всё устроено, на скринах выше. Видим, что в первую очередь освещены источники света (будь то факела, лампы, костры, фонари и т.п.). Освещать это лучше Point light, т.к. этот источник света может создавать тени от моделей и брашей (за качество отбрасываемой тени отвечает параметр Cluster size, на вкладке Shadow полигона, чем меньше тем красивее. Но не советую переигрывать с этим параметром - создаёт тормоза). Для удобства выделения моделей, лайтам сделали "Render as small", чтобы уменьшить. Поиграйте с дальностью\яркостью\цветом лайтов. Огню лучше сделать немного оранжево-жёлтый оттенок в Color.

Когда прямые источники света освещены, можно равномерно осветить остальную часть комнаты. Для этого нам пригодиться Ambient light. Он хорош тем что не создаёт ненужных теней, освещает мягко, и ладит с диффузией. На скриншоте видно что именно эти лайты принесли в освещение. Одним большим Ambient'ом освещать не советую - сделайте несколько лайтов средних размером, и разместите поодаль друг от друга, но не сильно, чтобы на полу были теневые разводы - красиво и со вкусом (опять же смотрим скрин). Так же стоит отрегулировать яркость (затемнить в Color там где нужно), чтобы на уже освещённых Point'ом участках не было ярко-белых пятен.

Заметьте что необязательно освещать всю комнату. Тут есть два момента: первое - если уровень по сюжету в помещении, и солнечного света тут мало, то вполне логично что света будет мало, и незачем освещать потолок, каждый угол, каждое пространство между колоннами. Ну и самое главное, второе - темнотой можно скрыть недоработки, мелкие недочёты с текстурами, кривые браши, и прочие гадости. Вот опять посмотрите на самый верхний скрин - на карте без теней довольно безвкусное текстурирование наверху, но тенями это всё умело замаскировано. Так что не скупитесь на лайты и освещение. Делайте больше источников света, играйте с яркостью, цветом лайтов, и что самое главное - экспериментируйте! Открывайте в редакторе, смотрите как сделано на картах Croteam, или других более опытных мапперов, пытайтесь сделать так же, снова экспериментируйте, совершенствуйтесь!

Вот пример хорошего подбора лайтов. Посмотрите сколько их, как подобраны, как расставлены. Освещён как основной источник света в центре нежно-оранжевым, колонны со стороны факела имеют такой же оранжевый оттенок, а выше от перекладин падают лёгкие тени на стены:

Я не зря делаю акцент на слове "экспериментировать". Ничто так не радует глаз, как необычные игры со светом. Старайтесь освещать всё в соответствии с цветом источника. Есть ночное небо синее, луна голубая - придайте земле такой же оттенок, если рядом течёт лава - осветите берег нежно-красным, и т.п. Но всегда знайте меру с этим делом, стараясь находить золотую середину. Не нужно делать слишком яркие или тёмные уровни, не делайте освещение, скажем факелов, слишком большими, и избегайте освещения огромного участка одним Ambient light'ом. Свои косяки на картах, или однотипное текстурирование старайтесь затемнять (но не переусердствуйте), для этого есть параметр лайта "Dark lite" - он создаёт затемнение, работайте с ним с умом!

Вот пример моих экспериментов с динамикой и разноплановостью света. Как вы видите, тут необычное сочетание зелёного, ярко-оранжевого, и сумбурно серого. Источники света (лампы) я подсветил оранжевым. Колонны с зелёными полосами я усилил Point light'ом соответствующего цвета, и оставшиеся куски комнаты доработал серым оттенком.

Подводя итог, хочу всё-таки дать совет начинающим маппером внимательно относиться к освещению своих уровней. Никогда не торопитесь быстрее закидать амбиентами комнату, и залить карту на сайт. Не жалейте поинтов, и времени на их настройку - от этого многое зависит. Старайтесь представить как всё бы выглядело в реальной жизни, и осветите так же. И так же весьма важная деталь - если вы сомневаетесь в своём освещении - закиньте скрин на сайт\форум, пусть люди оценят, посоветуют что-либо. Лучше исправить карту до релиза, чем потом выпускать патчи и переделки. И заведите себе хороших и опытных мапперов в друзьях, которым вы бы могли отправлять карты не тест.

Сообщение отредактировал NeptooN_aka_FLASh2004 - Среда, 06.04.2011, 18:27


: neptoon@inbox.ru | : 289576505 | : I_am_neptoon |
zaycev_sasha Вторник, 05.04.2011, 17:11 | Сообщение # 2


Сообщений: 62
Награды: 0
Замечания: 0%
 
Спасибо. Очень хорошо.

I LOVE SERIOUS SAM
thecre Вторник, 05.04.2011, 17:27 | Сообщение # 3


Сообщений: 3449
Награды: 28
Замечания: 0%
 
Ну что я скажу, информация бесценна для новичка! Зачёт!
PS
Это тебе навеяло кучей карт с фулбрайтом? :)


NeptooN_aka_FLASh2004 Вторник, 05.04.2011, 18:55 | Сообщение # 4


Сообщений: 61
Награды: 3
Замечания: 0%
 
Quote (CREATER)
Это тебе навеяло кучей карт с фулбрайтом?

Именно. Я считаю что это первое, на что стоит обратить внимания начинающему мапперу. И сам он (маппер) должен не лениться читать вот такие советы. Знаете, я в своё время перечитывал журнал Game.Exe в 2002 году, учась по нему лепить карты. Тогда ещё конкурс на лучшую карту был по FE. Я качал сканы игромании, и пересмотрел тучу видеоуроков. Я реально хотел улучшить свои навыки, научиться сделать лучше. Вот именно такой пыл должен быть у любого начинающего маппера.


: neptoon@inbox.ru | : 289576505 | : I_am_neptoon |
NR Вторник, 05.04.2011, 21:23 | Сообщение # 5


Refrigerator
Сообщений: 1242
Награды: 1
Замечания: 0%
 
блин!а раньше у меня были пятна света из потолка=)
ПАСИБА!


awin2rew Вторник, 05.04.2011, 21:50 | Сообщение # 6


(.::]a2W[::.)
Сообщений: 169
Награды: 3
Замечания: 0%
 
Хорошие советы для новичков! Надеюсь карт с фуллбрайтом станет немного меньше (я сам не без этого) :)

NeptooN_aka_FLASh2004 Вторник, 05.04.2011, 21:58 | Сообщение # 7


Сообщений: 61
Награды: 3
Замечания: 0%
 
Спасибо.
Смысл этих советов не учить, а именно показать как сделать лучше. Если раньше, когда Сэм был ещё популярен, было очень много мапперов разного уровня мастерства. И новички всегда получали дельные советы. Но сейчас юный маппер творит в одиночку практически, некому показать ему как сделать лучше, некому объяснить что и как. Вот они и делают что взбредёт в голову, и даже не думают почему это плохо, и как сделать лучше. С одной стороны это хорошо - самообучение. Но с другой - у них изначально зарождается неправильное видение, и они продолжают стряпать фуллбрайты.

Надо заботиться о подрастающем поколении ^__^

: neptoon@inbox.ru | : 289576505 | : I_am_neptoon |
thecre Среда, 06.04.2011, 10:31 | Сообщение # 8


Сообщений: 3449
Награды: 28
Замечания: 0%
 
Quote (NeptooN_aka_FLASh2004)
Game.Exe в 2002 году,

Слыхал про конкурс? А ты ведь знаешь о прошедшем конкурсе на serioussite.ru?

Кстати, надо будет за советы +репы поставить!

Gh0st Среда, 06.04.2011, 12:08 | Сообщение # 9


Любитель попугать
Сообщений: 865
Награды: 9
Замечания: 0%
 
o__________O

NeptooN_aka_FLASh2004 Среда, 06.04.2011, 14:48 | Сообщение # 10


Сообщений: 61
Награды: 3
Замечания: 0%
 
Quote (CREATER)
Слыхал про конкурс? А ты ведь знаешь о прошедшем конкурсе на serioussite.ru?
Кстати, надо будет за советы +репы поставить!

Не совсем понял что ты хотел сказать... В общем в 2001 году на страницах тогда ещё очень популярного игрового журнала Game.Exe, был открыт конкурс на лучшую карту по FE. Призом служила мощная видеокарта за первое место + денежный приз, чуть менее мощная за второе, и т.п. На постройку давалось 4 месяца вроде бы, и попутно все эти 4 месяца в каждом новом номере журнала выходили уроки по SED1. Кстати уроки эти чень полезны для начинающих мапперов!

Потом, после окончания конкурса, все карты-призёры были опубликованы на диске к журналу, и в 2002 году я впервые установил их на свой SS FE... С этого, можно сказать, и началось моё увлечение SED.

О конкурсе карт на этом сайте я слышал, да. Но пока не скачивал карты конкурсантов.

: neptoon@inbox.ru | : 289576505 | : I_am_neptoon |
RealCrazyMan Среда, 06.04.2011, 17:33 | Сообщение # 11


Kind Devil
Сообщений: 2455
Награды: 50
Замечания: 0%
 
Очень хорошая и подробная справка. Правда освещение надолго(навсегда?) останется моей слабой частью.

Съешь еще этих мягких французских чаек да выпей булок.

Сыны Интернета, мои братья! Я вижу в ваших глазах тот же страх, который сжимал моё сердце. Возможно, наступит день, когда мужество оставит род людей, и мы предадим пиратов и будем покупать лицензионные игры — но только не сегодня. Может быть, придёт час чиновников, когда правообладатели победят и настанет закат эпохи свободы — но только не сегодня! Сегодня мы качаем… и раздаем все, что вы так любите на этой славной земле. Зову вас на трекеры, Последователи Пиратов!
serious725 Четверг, 05.05.2011, 16:29 | Сообщение # 12

Сообщений: 220
Награды: 3
Замечания: 0%
 
Очень детализированная , полезная и интересная статья
Новичкам будет крайне полезно :D

Я от фулбрайта отрекся чуть раньше :D , чем
статья появилась , но все равно статья
очень интересная :)

Этот профиль закрыт...
NeptooN_aka_FLASh2004 Четверг, 05.05.2011, 16:38 | Сообщение # 13


Сообщений: 61
Награды: 3
Замечания: 0%
 
Спасибо!

: neptoon@inbox.ru | : 289576505 | : I_am_neptoon |
serious725 Четверг, 05.05.2011, 19:09 | Сообщение # 14

Сообщений: 220
Награды: 3
Замечания: 0%
 
Незачто :) Работа с освещением на самом
деле очень важная и интересная :)

Жаль только сейчас это понял , но лучше поздно
чем никогда :D

Статья очень хорошая :)

Сообщение отредактировал serious725 - Четверг, 05.05.2011, 19:09


Этот профиль закрыт...
seriously_petr Среда, 22.06.2011, 18:57 | Сообщение # 15


Сообщений: 446
Награды: 4
Замечания: 0%
 
Надо было это в статьи добавлять, а не на форуме писать. :D

ILoveQuake Четверг, 23.06.2011, 03:54 | Сообщение # 16


Quake III Master
Сообщений: 792
Награды: 8
Замечания: 0%
 
petr_kustov, эта статья есть. :D

seriously_petr Понедельник, 27.06.2011, 23:52 | Сообщение # 17


Сообщений: 446
Награды: 4
Замечания: 0%
 
Пожалуй поставлю +1 автору за статью оч. полезная штука для новичков :D

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Статистика