Cегодня мы поговорим с вами о монтаже.
(Этот материал, безусловно, пригодится как мапперам, так и обозревающим их творения людям.)
Введение
И так, что в первую очередь должен понимать наш без пяти минут режиссер видеомонтажа? Это - для каких целей сделан ролик, для кого, и как это все монтировать. Поясню – если в планах у нас веселый динамичный видеоряд, то длительные кадры с минимальным движением внутри нам не подходят априори.
С другой стороны, серия кадров длящихся по 1 секунде, в которых диктор заунывным голосом, под такую же грустную мелодию, рассказывает о «восстании машин» вызовет лишь тошноту.
Почему? Потому что музыка и текст задают темп усвоения картинки. Зритель должен успеть прочитать информацию с экрана. И если в бодром звуковом сопровождении уместно менять кадры как перчатки, то в медленном варианте это будет ошибкой.
Вероятно, вы сейчас немного запутались с определением слова «кадр»
Так вот, кадр – это не статичная картинка, как полагают большинство неофитов. Кадром в монтаже принято называть видеоряд, длящийся от включения камеры, до ее выключения.
Монтаж внутри кадра
Обычно это задача оператора, а не монтажера. Внутрикадровым монтажем называют разнообразные приемы раскрывающие картинку. Например, наезд камеры, отъезд, расфокусировка, переход на другой объект, панорамные съемки и прочее, и прочее. Вкратце – любое осмысленное движение камеры внутри кадра.
Перефокус
Это мощный инструмент воздействия! Монтажер должен, какими угодно путями, добиваться включения этих шикарных моментов в свой проект. Также следует знать, что между эффектами внутрикадрового монтажа крайне желателен перерыв примерно в 1сек, чтобы глаз успел отдохнуть. Однако, видео состоящее из одних подобных эффектов, вариант без сомнения провальный. Нужно и об этом помнить – частить нельзя!
Как это выглядит на практике? Например так – Камера двигаясь слева направо снимает панораму гор, при этом плавно наезжая на траву опоясывающую гребень кручи, секунду (или более) держит колыхающуюся зелень на ветру, затем расфокус.
Комфортный монтаж
Зона так называемого комфортного монтажа начинается приблизительно с 3 секунд на план и заканчивается… да сколько угодно, лишь бы было интересно. Почему этот монтаж называется комфортным? Зритель успевает сполна прочитать картинку, но исчезает она раньше, чем вызовет скуку. Именно в таком формате принято работать на телевидении, особенно в вечерние выпуски программ. Оно и понятно, люди приходят домой уставшие, с работы. У них не возникает абсолютно никакого желания вглядываться в быстро мелькающие образы, силясь понять, что это вообще сейчас было.
Помимо этого существует еще одно важное требование – строго следовать правилам склейки, иначе говоря, 10-ти принципам монтажа. Но это мы разберем в следующих статьях.
Планы
Преимущественно о планах мы поговорим, опять же, в другой статье, но немного взглянуть на них можно уже сейчас.
- 1 Панорама (человека, как правило, здесь если и можно разглядеть, то сугубо как точку в пару пикселей на экране)
- 2 Дальний (Фигуру человека видно, но понять кто это, или что он делает, бывает затруднительно)
- 3 Общий (Фигуру хорошо видно, под ногами и головой есть немного пространства. Служит в основном для того, чтобы оценить место действия и\или разглядеть какой-нибудь экшен, драку например)
- 4 Второй средний (Еще говорят - Американка. Фигура обрезанная по колено)
- 5 Первый средний (Чуть выше пояса)
- 6 Крупный (Лицо крупно)
- 7 Детали (Глаз, нос, ухо и прочее)
Первый план отвечает на вопрос - где это происходит?
Второй – Где конкретно?
Третий – Что они все там делают?
Четвертый – Как они это делают?
Пятый – Что говорят?
Шестой – Какие эмоции испытывают?
Седьмой - Детально
Как можно заметить, вышеуказанное относится скорее к людям, но подобный принцип применяется и на все остальные объекты.
Содержание:
- Глава 1 Введение - Монтаж внутри кадра - Комфортный монтаж - Планы
- Глава 2 Принцип I: Крупность - Как определить крупность - Монтажная фраза
- Глава 3 Принцип II: Ориентация в пространстве - Линия взаимодействия
- Глава 4 Принцип III: Направление движения основного объекта в кадре
- Глава 5 Принцип IV: Фаза движения объекта - Принцип V Темп движения объекта
- Глава 6 Принцип VI: Композиция кадров - Правило третей
- Глава 7 Принцип VII: Световое пятно - Принцип VIII: Цветовое пятно
- Глава 8 Принцип IX: Ось Съемки - Принцип X: движение массы в кадре - Виды монтажа - 4я стена
Комментарии
Уверяю, вы еще будете говорить мне - остановись демон... горшочек, не вари...
Друзья, это вообще интересно кому-нибудь? Ни оценки, ни одного комментария. Мне делать вторую часть?