Продолжаем углубляться в таинственное искусство видеомонтажа
В прошлом уроке мы слегка коснулись темы планов, теперь мы поговорим об этом более расширенно.
Но прежде вставлю небольшую ремарку.
Почему-то подавляющее большинство неофитов, увидев все многообразие способов монтирования, решают, что правил нет вообще. Лепить картинку можно как Бог на душу положит. Это утверждение ошибочно! В основе всегда лежат правила. Их можно и нужно нарушать, да! Но для этого надо обладать всеми базовыми знаниями. Чтобы понимать, зачем ты это делаешь, и чтобы это понимал зритель.
Как же монтировать все эти планы?
Для этого существует некое руководство к действиям, кодекс, если хотите (да, как у пиратов). Имейте ввиду, что это ни в коем случае не набор правил, их можно и нужно нарушать, но лишь понимая что ты нарушаешь и по какой причине. Всего существует десять принципов монтажа (еще раз заметьте, принципов, не правил) и мы последовательно разберем каждый.
ПРИНЦИП: I
Монтаж по крупности
Это альфа и омега! Самый основной и главный принцип. Бездумно нарушить его – это потерять до 80% привлекательности картинки.
Если ненароком взглянуть на какие-нибудь очень старые фильмы, то можно заметить, что там идет простой пересчет планов. Общий – Второй средний – Первый средний например, и в том же духе. Сейчас так не делают, потому что скучно.
Как и любое другое искусство, искусство видеомонтажа постоянно эволюционирует. Возможно даже, что через десять лет и эта статья кому-то покажется устаревшей.
Так почему же собственно скучно? Потому что зритель успевает сполна увидеть и окружение, и одежду героев, а тут, небольшое укрупнение - и мы видим то же самое. Поэтому сейчас принято делать акцент на внимание. Нам не интересно смотреть на ту же по сути картинку, которая просто чуть больше. Куда лучше скакнуть сразу на следующий план, пропустив середину. То есть, взяв предыдущий пример за основу, в современном варианте этот кусок будет смонтирован так – Общий – Первый средний.
Монтируя видео\кат-сцену, мы должны следить за вниманием зрителя и показывать ему то, что он хочет видеть. Не забывая при этом последовательно рассказывать историю на экране.
У Кролливуда дуб зеленый, (Видно большой раскидистый дуб на фоне Кролливуда - Панорама)
Златая цепь на дубе том. (Читается цепь опоясывающая дерево - Общий)
И днем и ночью Гнаар ученый (Гнаар выходит из-за дерева – Первый средний)
Все ходит по цепи кругом. (Гнаар, прогуливаясь по цепи, покидает кадр - Общий)
Я бы, пожалуй, здесь нарушил правило, и между Первым средним и Общим, ближе к концу, вклинил еще и Дальний план (Дальний относительно Гнаара, речь же идет о нем).
Потому что я считаю необходимым сейчас показать, как маленький Гнаар бежит по цепи на фоне огромного дуба, это будет интересно зрителю. И так как у меня есть основания, я могу это правило нарушить.
Видите? Нарушать можно! Но лишь имея на то вескую причину.
Что мы сейчас выяснили? – Современная последовательность кадров строится с пропуском через один. Последовательность может идти как на укрупнение, так и на уменьшение.
Выходит эту историю можно рассказать наоборот? Да!
Все ходит по цепи кругом (Общий - относительно Гнаара)
И днем и ночью Гнаар ученый. (Первый средний - отн. Гнаара)
Златою цепью обведен (Общий - отн. дуба)
У Кролливуда дуб зеленый (Панорама)
Начинать монтаж стоит панорамой, дальним, либо общим планом. Можно начать и с детали, либо крупняка. Скорее всего, придется тогда значительную часть работы проделать в перевернутом порядке, это вызовет определенные неудобства. Зачастую, такая игра попросту не стоит свеч.
Конечно, начинать со средних планов не то чтобы нельзя, все зависит от задач видео. Но в основном это неоправданно скучно.
Заканчивать желательно крупным планом, деталью, либо смысловой перебивкой. Можно и другими планами, но такие склейки удаются реже.
Как определить крупность?
На самом деле не всегда понятно, какой перед нами план. Особенно в случае с огромным количеством действующих лиц и предметов. Тут все достаточно просто. Тот предмет, на который направлено внимание зрителя в кадре, и есть главный. Относительно него строятся планы.
Нужно постоянно помнить, что самым основным центром внимания всегда будет человек, о каком бы предмете не шла речь в данный момент. Животные в большинстве также занимают достойное место в списке акцентов, но человек важнее.
Также, следует учесть. Если предмет незнаком, не сравнивается с чем-либо в предыдущих кадрах (например, его размер относительно человека), то сделать вывод о его крупности зритель соответственно не сможет.
Вот, например, что сейчас изображено на картинке?
Опережу ваш ряд ответов, да, конечно же лазерган. А вы покажите этот скриншот своей бабушке. С большой долей вероятности она определит в нем завод (вид снизу). Покажите дедушке, он опознает зенитную установку. Покажите сантехнику, он скажет, что давно пора менять эти трубы.
Поняли? Нам не нужно сравнивать лазерку с чем либо в соседних кадрах, потому что мы знаем этот предмет. И знаем какого она размера, а вот человек со стороны в этом кадре запутается.
Монтажная фраза
Это, по сути, несколько смонтированных отрывков, действие которых происходит в разных местах, или разное время, но объединенных между собой логически. Например, пусть речь у нас идет про бензопилу "Дружба". Вначале мы показываем, как она режет гнааров в капусту, ее оранжевую ручку, рассказываем, что это лучшая бензопила в мире (да, как в рекламе). А потом отправляемся на завод, где ее изготовили, смотрим процесс производства, чеканку, покраску и прочее. Так вот, монтажная фраза в данном случае это логичное раскрытие первой части видео заводом во второй. Нам не нужен закадровый диктор, чтобы объявить "Следующая остановка завод". Все понятно из контекста.
Проще говоря, монтажная фраза, это мощный прием раскрывающий картинку. Она способна значительно усилить восприятие предыдущей части видео, или даже полностью перевернуть его смысл.
Содержание:
- Глава 1 Введение - Монтаж внутри кадра - Комфортный монтаж - Планы
- Глава 2 Принцип I: Крупность - Как определить крупность - Монтажная фраза
- Глава 3 Принцип II: Ориентация в пространстве - Линия взаимодействия
- Глава 4 Принцип III: Направление движения основного объекта в кадре
- Глава 5 Принцип IV: Фаза движения объекта - Принцип V Темп движения объекта
- Глава 6 Принцип VI: Композиция кадров - Правило третей
- Глава 7 Принцип VII: Световое пятно - Принцип VIII: Цветовое пятно
- Глава 8 Принцип IX: Ось Съемки - Принцип X: движение массы в кадре - Виды монтажа - 4я стена
Комментарии