Продолжаем углубляться в таинственное искусство видеомонтажа
В прошлом уроке мы выяснили правила ориентации в пространстве. Сегодня мы узнаем о том, как следует показывать предметы, находящиеся в постоянном движении.
ПРИНЦИП: III
Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре
Направление движения в кадре очень важно. Вот, представьте себе на секунду, что мы снимаем битву. Слева направо бежит, безусловно, Сэм. Он очень героически себя ведет, лихо стреляет, прыгает и вообще, всецело показывают кузькину мать врагу.
Справа налево, навстречу силам добра, с дикими воплями, несется отряд камикадзе.
Что случится, если нам вдруг придет в голову резко поменять картинку и показать прямо противоположную сторону битвы?
Как мы помним, Сэм двигался слева направо. Теперь же он вдруг стал бежать справа налево. О чем это скажет зрителю? Герой отступает! Он повернул назад!
Глупость, верно?
Дабы избежать такой нелепой ситуации, нам необходимо донести до зрителя мысль, о том, что мы переместились на другую сторону. Как?
Очень просто - надо делать это постепенно. Мы же ведь не умеем телепортироваться? Зритель тоже. Значит, нам нужен плавный разворот камеры на 180 градусов.
Возьмем, к примеру, грузовичек Кротимовцев, который необходимо показать с двух сторон противоположных оси его движения (воображаемая линия по которой двигается объект).
Сразу скажу, что наилучшим вариантом будет внутрикадровый монтаж. Но если у нас нет возможности это сделать, то следует помнить одну простую вещь. Смена кадра относительно двигающегося объекта не должна быть больше 90 градусов.
Кроме того, пересекать ось движения при этом категорически воспрещается (с любой стороны).
Если в качестве более мягкого перехода мы покажем этот грузовик едущим прямо на нас, то мало чего этим добьемся. Почему? Потому что так движение практически не чувствуется, кадр будет восприниматься статичной картинкой.
Чтобы этого избежать следует добавить еще пару кадров снятых в положении три четверти относительно объекта.
Общий слева
Первый средний 3/4 слева
Общий центр
Первый средний 3/4 справа
Общий справа
Таким образом, мы сохраняем часть движения. По пути к центру оно последовательно нивелируется, затем переходит в обратную фазу.
Впрочем, вы не находите, что такой вариант достаточно скучен? Хоть он и выполняет свою задачу, но нам потребовалось аж 5, к тому же достаточно однообразных, кадров! Лучше всего будет показать, как сам грузовик повернет в кадре на 90 градусов, сместив ось своего движения.
Теперь мы смонтируем таким образом
Вот так гораздо лучше, правда?
И еще раз об оси движения - не пересекайте ее, если в предыдущем кадре сохраняется противоположное направление "едет чуть вправо, затем чуть влево - так нельзя!", будет противное ощущение рывка.
Содержание:
- Глава 1 Введение - Монтаж внутри кадра - Комфортный монтаж - Планы
- Глава 2 Принцип I: Крупность - Как определить крупность - Монтажная фраза
- Глава 3 Принцип II: Ориентация в пространстве - Линия взаимодействия
- Глава 4 Принцип III: Направление движения основного объекта в кадре
- Глава 5 Принцип IV: Фаза движения объекта - Принцип V Темп движения объекта
- Глава 6 Принцип VI: Композиция кадров - Правило третей
- Глава 7 Принцип VII: Световое пятно - Принцип VIII: Цветовое пятно
- Глава 8 Принцип IX: Ось Съемки - Принцип X: движение массы в кадре - Виды монтажа - 4я стена
Комментарии
Яростно лайкаю статью.
С:
И все таки скажу что хорошая статья, таких на этом сайте я не видел, полное объяснение всего что касается съемок фильма. Думаю что и для катсцен эта статья вполне уместна... А что если появиться машинима по Сэму?
Вот, к примеру выдержка из одного учебника, тема моей второй статьи.
1. Монтаж по крупности.
Переход по крупности через ПЛАН смотрится мягко. От крупного ко второму среднему, от первого среднего к общему и обратно. Исключения составляют стуки детали и крупного плана, Дальнего и общего планов.
Всё, что относится к выбору масштаба съёмки человека в соседних монтажных планах, в равной степени относится к выбору крупности соседних кадров при съёмке любых других объектов.
В зависимости от драматургической задачи этот принцип может быть сознательно нарушен, когда, например, нужно сделать акцент на каком то моменте развития действия.
Там везде так написано. Согласитесь, с ходу въехать в это, мягко говоря, сложновато.
ps
Я за машиниму
В общем, хорошее дело делаешь, не останавливайся x)
По поводу видео ты прав, но это потребует времени, которое у меня к сожалению сильно ограничено.
Возможно в самом последнем уроке будет видео, так сказать, резюмирующее все десять принципов, посмотрим.